?

Log in

No account? Create an account

vlad_minaev

Общественно - политический журнал Влада Минаева

Будни молодежи Волгоградской области


Previous Entry Share Next Entry
vlad_minaev

Советские вантовые мосты.

Я и не знал. 4 мостом наверное можно назвать На о. Русском.
Оригинал взят у mgsupgs в Советские вантовые мосты.
Файл:Moskovskyj mist (Kyiv).jpg


Сегодня мне бы хотелось рассказать о трёх уникальных вантовых мостах, построенных в СССР
с конца 70-х по начало 80-х. Эти мосты стали очень важным этапом развития отечественного
мостостроения и являются не только выдающимися инженерными сооружениями,
но и настоящими украшениями своих городов.
Часть 1. Московский мост через Днепр в Киеве


Московский мост (Московский мостовой переход, Северный мостовой переход) (укр. Моско́вський міст) — один из автотранспортных мостов через Днепр в Киеве, играющий важнейшую роль в транспортной инфраструктуре столицы. Проектное название моста — Северный, также в некоторых источниках[1] Северный мостовой переход употребляется наряду с Московским мостом.


  • Открыт 3 декабря 1976 года.

  • Высота пилона моста — 116 метров.

  • По первоначальному проекту имел по три полосы для движения автотранспорта в каждом направлении.

  • Расположен в северной части Киева, южнее жилого массива Оболонь. Соединяет правобережную часть города с массивами Троещина, Радужный и Воскресенка.

  • По мосту 5 ноября 1983 года была открыта троллейбусная линия (м-т № 29), соединившая станцию метро «Петровка» и Воскресенку.

  • Часть Малой Окружной дороги.

В целом Северный мостовой переход длиной около 6 км состоит из:


  • Путепровода над проспектом Героев Сталинграда длиной 55 м;

  • Вантового моста над Днепром длиной 816 метров (сам Московский мост);

  • Дороги через Труханов остров и подземного перехода под ней;

  • Моста через Десёнку длиной 732 м;

  • Проспекта Генерала Ватутина от Десёнки до Братиславской улицы.

В 2005 году на мосту за счёт уплотнения полос была добавлена ещё одна реверсивная полоса движения. Это привело к значительному росту аварийноопасости моста. 24 декабря 2007 года реверсивная полоса была убрана, установлен отбойник на её месте, и за счёт дальнейшего уплотнения полос нанесена разметка для четырёхполосного движения в каждую сторону.]




Московский мост, вошедший в комплекс сооружений Московского мостового перехода через Днепр в Киеве, был введен в эксплуатацию в декабре 1976 года.

К концу 60-х годов в мире было построено около десятка вантовых мостов со стальными балками жёсткости, основная часть из которых находилась в Европе. Мостостроение же в бывшем СССР было полностью изолировано от западного опыта, но в то же время уровень его был достаточно высок для того, чтобы начать строительство большого вантового моста, полагаясь только на собственные силы.

Первым в бывшем СССР большим вантовым автодорожным мостом стал Московский мост через Днепр в Киеве. Мост предназначен для пропуска 6 полос автотранспорта и трубопроводов большого диаметра. Схема вантовой части моста изображена ниже:


(с) рис


Главным инженером проекта был Г.Б. Фукс, главным архитектором проекта – А.В.Добровольский.

Непривычно большой 300-метровый пролет моста был обусловлен следующей ситуацией. Створ моста оказался на 800 метров выше по течению существующего железнодорожного Петровского моста с пролетами по 110 метров, а угол подхода фарватера составил 65 градусов. Для того, чтобы избежать навала судов на опоры, которые случались и до постройки Московского моста, требовалось перекрыть практически всё русло Днепра одним большим пролётом.
Ассиметричная однопилонная схема по фасаду моста продиктована тем, что пилон, расположенный на низком левом берегу в парковой зоне, зрительно должен «уравновесить» высотную застройку правого берега. На высоте 55 метра от проезжей части ноги пилона сходятся, образуя свод, увенчанный гербом Киева.

Балка жёсткости вантового пролетного строения – неразрезная трёхпролетная, по схеме 84+300+63 метров. В поперечном сечении она выполнена из двух коробок 3,6 на 5 м, объединённых поверху ортотропной плитой. Общая ширина балки жёсткости – 31,4 м.




А-образный пилон высотой 125 метров реализован из монолитного железобетона. Сечение ног пилона – коробчатое. Канаты вант состоят из 91 параллельно уложенной проволоки диаметром 5 мм. Сами же ванты состоят из раздельно идущих канатов, объединённых воедино только внизу. Количество канатов в вантах – от 23 до 40 штук.



Многое при проектировании и строительстве Московского моста пришлось решать впервые. Головной проектной организацией был Киевский филиал института «Союздорпроект» (ныне – АОЗТ «Киевсоюзшляхпроект»), головной строительной организацией был киевский Мостострой N1 (сейчас АТ Мостобуд»). Активное участие в научных исследованиях принимали Центральный Научно Исследовательский Институт Транспортного Строительства (ныне ОАО «ЦНИИС», Москва), а также Институт электросварки им. Э.О. Патона АН Украины. Отработка технологии изготовления ортотропных плит была выполнена на Воронежском заводе.
Московский мост в Киеве послужил отличной школой для отечественных специалистов-мостовиков и является одним из важных этапов становления отечественного мостостроения.

Московский мост в Киеве - фото 2007 года.



Часть 2. Вантовый мост через Даугаву в Риге



Вантовый мост через Даугаву в Риге был открыт в 1981 году и является одним из наиболее известных советских мостов.  Мост соединяет улицу Валдемара (правый берег) с улицей Калнциема (левый берег). Через мост осуществляется двустороннее троллейбусное и автомобильное движение. На момент открытия в 1981 году этот мост являлся самым длинным вантовым мостом в Европе.Центральный пролёт моста составляет 312 метров.


Общий вид моста с правого берега Даугавы:



Рижский вантовый мост был запроектирован киевскими специалистами института «Киевсоюздорпроект» во главе с легендарными инженерами-мостовиками Георгием Борисовичем Фуксом и Михаилом Михайловичем Корнеевым. Проектированием строительства моста занимались специалисты института "Гипростроймост" (Москва), строительство выполнял Мостоотряд 17 Мостостроя 5; научное сопровождение строительства и приёмочные испытания моста осуществлял Центральный научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНИИС, Москва).

Металлические конструкции были изготовлены на Воронежском мостовом заводе. Строительство моста началось в октябре 1978 года.Крупные секции пролетного строения собирались на берегу, а затем были доставлены на понтонах.

Вантовый мост через Даугаву в Риге запроектирован по схеме 90+312+87+65 м. Центральный пролёт моста, 312 метров, в то время был одним из крупнейших в мире и вплоть до 2000 года (когда был открыт вантовый мост через Обь в Сургуте с центральным пролётом 408 метров) являлся рекордным на постсоветском пространстве.




Вантовый мост через Даугаву у Риге имеет ассиметричную однопилонную схему.

Пилон железобетонный А-образной формы. Высота пилона составляет 108 м. Наклонные стойки пилона в поперечном сечении имеют пятиугольную форму с внутренней полостью, в которой находятся лестницы для обслуживающего персонала. На высоте 56 м стойки пилона соединены перемычкой. Сечение стоек переменно по высоте.

По фасаду ширина их изменяется от 480 внизу до 400 см вверху. В нижней части стойки пилона заделаны в цокольный массив. Цоколь покоится на фундаменте в виде железобетонного ростверка на буровых сваях.

Ванты моста расположены в одной вертикальной плоскости и закрепляются в средней полости коробки. Со стороны устоя к пилону подходят 25 вант, а со стороны пролета — 24 ванты по 6 канатов, в каждом из которых по 24 стальные проволоки диаметром 6 мм

Балка жесткости сварной коробчатой конструкции с ортотропной плитой проезжей части. Высота коробчатого сечения балки жесткости около 3,1 м, ширина полостей коробки — по 5,3 м. Стенки коробки имеют вертикальные и горизонтальные ребра жесткости.

Балка жёсткости в поперечном сечении состоит из трёх коробок, шириной по 5,3 метра каждая, с симметричными консолями по 6,3 м, усиленными подкосами из уголков. Полная ширина балки жёсткости – 28,6 м. Материал балки жесткости — сталь 10ХСНД и 15ХСНД






В ходе строительства моста монтаж балки жёсткости производился из отдельных секций, перевозимых наплаву. Секции, весом до 1400 тс, собирали на берегу на сборочном стапеле, а затем выкатывали на пирс и доставляли на специальной плавучей опоре в створ строящегося моста, где устанавливали на временные и постоянные опоры. Затем отдельные секции стыковались воедино с использованием монтажных вставок.
Пилон моста высотой 110 метров бетонировался в переставной опалубке. Темпы бетонирования составляли 12-15 метров в месяц.

Общий вид моста с левого берега Даугавы:


Рижский вантовый мост соединяет левобережную часть города с центральной частью и вплотную примыкает к Старой Риге. Архитектурный образ моста должен был гармонировать с высокой застройкой правого берега Даугавы, Шведской крепостью, Домским собором и собором Святого Петра - несомненными доминантами правого берега. Столь ответственная задача была блестяще решена главным архитектором проекта А.Е. Гавриловым - вантовый мост через Даугаву в Риге имеет ассиметричную однопилонную схему: пилон, расположенный на низком левом берегу, зрительно как бы "уравновешивает" высокую историческую застройку Старого Города.



(с) рис
Вантовый мост через Даугаву в Риге, отмеченный Государственной Премией СССР,
- несомненно,один из шедевров отечественного мостостоения.


Часть 3. Вантовый мост через река Шексна в городе Череповец. (Октябрьский мост)

Октябрьский мост-
автомобильный вантовый мост через реку Шексна в городе Череповец, соединяющий Индустриальный и Зашекснинский районы. Мост был открыт в 1979 году и является первым вантовым мостом, построенным на территории России. По конструкции мост схож с Северинским мостом через Рейн в немецком Кёльне.




Заказчиком строительства выступил Череповецкий металлургический завод. Мост сооружался по проекту Ленпротрансниипроекта[1]. Строительство осуществлял трест «Мостострой» № 6. 22 апреля 1970 года была забита первая свая в основание первой опоры. В опору моста была заложена капсула с посланием потомкам. 5 ноября 1979 года мост был открыт для движения, 2 декабря 1981 года был подписан акт приемки моста в эксплуатацию.



Октябрьский мост несимметричный, однопилонный. Длина моста — около 1300 м (надводная часть около 800 м), высота — 83 м, общая длина вантов — 16 км.
Строительство моста началось в 1970 году и длилось почти 10 лет. Дата начала строительства была приурочена к юбилейной дате со дня рождения Ленина – именно 22 апреля мостостроители забили первую сваю в основание первой опоры.



В опору моста была заложена капсула с пластиной-посланием потомкам: «Сегодня, 22 апреля 1970 года, в день 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, бригада В.И. Батищева мостопоезда № 809 Ленинградского треста «Мостострой» № 6, забив первую сваю, приступила к сооружению моста через реку Шексну в городе Череповце». Опустил капсулу в сваю Николай Ератин.



Имеет главный пролет 194,25 м и боковой пролет 136,49 м. Неразрезная балка жесткости высотой 3,3 м перекрывает всю длину моста, включая эстакадные части 5х62,5 и 83,23 м. Балка жесткости металлическая, состоит из двух коробчатых балок с ортотропной плитой проезжей части. Материал – сталь марок 14Г2АФД и Ст3. Эстакадная часть моста – сталежелезобетонная. Пилон моста А-образный металлический, высотой 83,5 м. Материал – сталь марки 14Г2АФД. Ванты состоят из канатов закрытого типа диаметром по 71,5 мм. Общая масса вант составила 510 т, длина – 16 км.



Октябрьский мост – традиционное место паломничества молодоженов. Они вешают на ограждение замок в знак нерушимости брака, но коммунальные службы регулярно срезают такие замки автогеном. Властями города был объявлен конкурс на новую свадебную традицию.




По материалам:

1. А. А. Петропавловский. «Вантовые мосты». Москва, Транспорт, 1985
2.
SkyscraperPage
3. ingener.kz
4. Википедия

Еще про мосты.



Пост восстановлен из архива.